Ритмичность и школьный режимСтраница 1
Все известные человеку явления, происходящие как в целом во Вселенной, так и в Солнечной системе, пронизаны ритмами. Вполне естественно, что ритмы человеческого организма и других биологических объектов, являющихся частицей этой системы, подчиняются ее законам: ведь за многовековую эволюционную историю своего развития жизнь биологических организмов сформировалась благодаря именно этим ритмам.
Человек является частью природы, поэтому в его жизни, как и в природе, все должно совершаться ритмично. Под влиянием центральной нервной системы все системы и органы человека функционируют согласованно, последовательно и ритмично. Их комплексная деятельность обеспечивает жизненно важное единство организма с окружающей средой, а ритмичность природных явлений оказывает решающее влияние на течение различных процессов в организме. Например, смена сна и бодрствования обусловлена регулярным чередованием дня и ночи; процесс дыхания, сердечная деятельность, пищеварение, движение также протекают ритмично и последовательно. Кроме того, смена различных состояний организма осуществляется с определенной скоростью, свойственной только данному возрасту. Так, длительность периодически наступающего сна в различных возрастных периодах неодинакова. Если новорожденный для правильной деятельности организма спит почти 23 часа, просыпаясь 6-7 раз к каждому кормлению, то суточная продолжительность сна школьника 7-8 лет составляет 11,5 ч., а у 15-летних подростков — 9ч. Также ритмично, только с различными интервалами, происходят прием пищи и последующее пищеварение, процесс дыхания, сердечная деятельность. Следовательно, режим дня является определенным отражением необходимых организму правильных физиологических процессов.
Соблюдение режима особенно важно для детей, так - как это необходимо их еще слабому организму, а выработанные в детстве привычки сохраняются на всю жизнь. При соблюдении режима у школьников образуются условные рефлексы на время: установленное время пребывания ребенка на свежем воздухе создает у него привычку гулять именно в эти часы, привычка ложиться спать и вставать всегда в одно и то же время способствует быстрому засыпанию и пробуждению.
Ребенок, которого кормят когда придется, обычно сам не просит есть. А дети, приученные, например, обедать в 14 часа, уже за 10-15 мин спрашивают, скоро ли обед. Это вполне закономерно — у них выработался соответствующий рефлекс на время.
Продолжительность различных видов суточной деятельности в часах
Табл. 1.
Возраст лет |
Класс |
Учебные занятия в школе |
Учебные занятия дома |
Спорт, игры, прогулки |
Чтение, занятия в кружках, помощь семье |
Прием пищи, туалет, зарядка |
Ночной сон |
7 |
1-й |
3-4 |
1 |
3.5 |
2.5 |
2.5 |
11-10.5 |
8 |
2-й |
4 |
1-1.5 |
3.5 |
2.5 |
2.5 |
11-10.5 |
9 |
3-й |
4 |
1.5-2 |
3.5 |
2.5 |
2.5 |
11-10.5 |
10 |
4-й |
4-5 |
2-2.5 |
3.5 |
2.5 |
2.5 |
10.5-10 |
11 |
5-й |
5-6 |
2-2.5 |
3 |
2.5 |
2.5 |
10-9.5 |
12 |
6-й |
5-6 |
2.5-3 |
3 |
2 |
2 |
9.5-9 |
13 |
7-й |
5-6 |
3-4 |
2.5 |
2 |
2 |
9.5-9 |
14 |
8-й |
5-6 |
3-4 |
2.5 |
2 |
2 |
9.5-9 |
15 |
9-й |
5-6 |
3-4 |
2.5 |
2 |
2 |
9-8.5 |
16 |
10-й |
5-6 |
3-4 |
2.5 |
2 |
2 |
8-8.5 |
Другие статьи:
Объект, программа и методика исследования. Характеристика соломы, как носителя клетчатки
Солома относится к измененным кормам, получается после сбора зерна злаковых и бобовых культур, а также семенников многолетних трав. При уборке зерновых культур вес соломы составляет до 70 процентов к весу зерна.
Особенностью химического ...
Некоторые особенности микроорганизмов
Как известно, микроорганизмы представляют собой своеобразную форму организации живой материи. Их отличает беспрецедентная многочисленность и разнообразие видов, удивительная жизнеспособность и пластичность, повсеместность распространения, ...
Консервирование шкурок птиц
Для сохранности шкурки птицы до того времени пока она не превратиться в экспонат ее необходимо законсервировать. Существует несколько способов, самым простым из которых является – заморозка, при этом необходимо шкуру поместить в полиэтиле ...