Развитие науки в Средние века
Страница 1

Вклад средневековой науки в развитие научного знания состоял в том, что был предложен целый ряд новых интерпретаций и уточнений античной науки, новых понятий и методов исследования, которые разрушали античные научные программы, подготавливая почву для механики Нового времени.

Этот этап характеризуется новым, деятельным подходом к природе, изменением отношения к труду, который становится обязанностью каждого человека. Желание облегчить физический труд вызвало новое отношение к технике: изобретение машин и механизмов переставало быть пустой забавой, как в античности, а становилось делом необходимым.

Христианское мировоззрение, утвердившееся в Средние века, посеяло зерна нового отношения к природе, позволившего уйти от античной созерцательности к экспериментальной науке Нового времени, поставившей целью практическое преобразование мира для блага человека.

Христианское вероучение, соединенное с упрощенной натурфилософией Аристотеля, стало в Средние века господствующим философским направлением и получило название схоластики. Это направление мысли было оторвано от реальной действительности, поэтому занятие естествознанием рассматривалось как пустое дело. Тем не менее схоластика сыграла очень важную роль в развитии способностей к познанию мира европейским человеком. Она должна была служить задачам теологии и изучать вопросы бессмертия души, конечности и бесконечности мира, существования добра, зла, истины в мире и т. д. При решении этих проблем были получены важнейшие результаты: развитие логико-дискурсивного мышления и искусства логической аргументации привело к высочайшему уровню умственной дисциплины. Без этого был бы невозможен дальнейший прогресс интеллектуальных сред ненаучного познания.

В недрах средневековой культуры успешно развивались такие специфические области знания, как астрология, алхимия, натуральная магия. Часто их называли герметическими (тайными) науками. Они представляли собой промежуточное звено между техническим ремеслом и натурфилософией содержали в себе зародыш будущей экспериментальной науки в силу своей практической направленности. Например, на протяжении тысячелетия алхимики пытались с помощью химических реакций получить философский камень, способствующий превращению любого вещества в золото, приготовить эликсир долголетия. Побочными продуктами эти поисков и исследований стали технологии получения красок, стекла, лекарств, разнообразных химических веществ и т. д. Таким образом, алхимические исследования, несостоятельные теоретически, подготовили возможность появления современной науки.

Очень важными для становления классической науки Нового времени были представления о мире, опровергавшие некоторые положения античной научной картины мира. Они легли в основу механистического объяснения мира.

Появились понятия пустоты, бесконечного пространства, движения по прямой линии, средней скорости, равноускоренного движения и проч.

Также было заложено новое понимание механики, которая в античности была прикладной наукой и не имела никакого отношения к познанию мира. В Средние века появилась возможность использования экспериментального метода познания, так как созданные человеком инструменты стали считаться частью природы, пригодной для познания мира.

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Систематический обзор
Современные млекопитающие принадлежат к трем подклас­сам: первозвери, низшие звери, высшие звери. Подкласс первозвери, или клоачные ( Prototheria] У первозверей наряду с характерными для млекопитающих признаками (наружный покров волосян ...

IL-10
Интерлейкин-12 (ультрачувствит.) ...

Человек, который управлял временем
В этом названии нет никакого обмана и никакой мистификации. Речь идет о человеке, который, используя свои удивительные возможности, мог осуществлять перемещения, к примеру, обыкновенного студента в XVII или XIX век. Это было не только рет ...