Начальные этапы эволюции жизниСтраница 1
В позднем архее (более 3,5 млрд. лет назад) на дне небольших водоемов или мелководных, теплых и богатых питательными веществами морей возникла жизнь в виде мельчайших примитивных существ - протобионтов, которые питались готовыми органическими веществами, синтезированными в ходе химической эволюции, т. е. были гетеротрофами.
Первый период развития органического мира на Земле характеризуется тем, что первичные живые организмы были анаэробными (жили без кислорода), питались и воспроизводились за счет «органического бульона». Но это не могло длиться долго, ведь такой резерв органического вещества быстро убывал. Первый великий качественный переход в эволюции живой материи был связан с "энергетическим кризисом": "органический бульон" был исчерпан и необходимо было выработать способы формирования крупных молекул биохимическим путем, внутри клеток, с помощью ферментов. В этой ситуации получили преимущество те клетки, которые могли получать большую часть необходимой им энергии непосредственно из солнечного излучения.
Такой переход вполне возможен, так как некоторые простые соединения обладают способностью поглощать свет, если они включают в свой состав атом магния (как в хлорофилле). На этом пути и шел процесс образования хлорофилла и фотосинтеза. Фотосинтез обеспечивает организму получение необходимой энергии от Солнца и вместе с тем независимость от внешних питательных веществ. Такие организмы называются автотрофными. Это значит, что их питание осуществляется внутренним путем благодаря световой энергии. Первыми фотосинтетиками на нашей планете были, видимо, цианеи, а затем зеленые водоросли. В протерозое в морях обитало много разных представителей зеленых и золотистых водорослей.
В результате фотосинтеза кислород в значительных количествах стал выделяться в атмосферу. Первичная атмосфера Земли не содержала свободного кислорода и для анаэробных организмов он был ядом. И потому многие одноклеточные анаэробные организмы погибли в "кислородной катастрофе"; другие укрылись от кислорода в болотах, где не было свободного кислорода, выделяя не кислород, а метан. Третьи приспособились к кислороду, получив огромное преимущество в способности запасать энергию.
Переход к фотосинтезу потребовал много времени. Он завершился примерно 1,8 млрд. лет назад. И привел к важным преобразованиям на Земле: атмосфера земли стала кислородной; возник озоновый слой; изменился состав морской воды, он стал менее кислотным. Таким образом, современные условия на Земле в значительной мере были созданы жизнедеятельностью организмов.
С "кислородной революцией" связан и переход от прокариотов к эукариотам. Первые организмы были прокариотами. Это были такие клетки, у которых не было ядра, деление клетки не включало в себя точной дупликации генетического материала, через оболочку клетки поступали только отдельные молекулы. Но новая кислородная среда потребовала организмы, которые лучше приспособлены к новым условиям. Нужна была не генетическая гибкость, а генетическая стабильность. Ответом на эту потребность и было формирование эукариотов примерно 1,8 млрд. лет назад. У эукариотов ДНК уже собрана в хромосомы, а хромосомы сосредоточены в ядре клетки. Такая клетка уже воспроизводится без каких-либо существенных изменений.
Образование царства растений и царства животных
Дальнейшая эволюция эукариотов была связана с разделением на растительные и животные клетки. Это разделение произошло еще в протерозое, когда мир был заселен одноклеточными организмами.
Другие статьи:
Пищеварительная система
Рассмотрим схематично прохождение пищи по пищеварительному тракту. Пища вначале попадает в ротовую полость, которую ограничивают челюсти: верхняя (неподвижная) и нижняя (подвижная). ...
Современная космологическая естественно-научная картина мира
Современное существование естествознания в ее фундаментальных основаниях не может быть ограничено лишь знанием закономерностей макро- и микро- миров. Если микромир есть своего рода "стартовая площадка" для "разгона" со ...
Методы и методика работы
В основу работы положены методы наблюдения и фиксирования состояния здоровья родственников и группы учителей; математический метод (обсчет статистических данных); графический метод (построение диаграмм).
Для установления зависимости сост ...