Сенсорные оценкиСтраница 2
Чем меньше отношение, тем тоньше ощущение. Так, среди испытанных видов чувствительности у человека различительная способность зрения наибольшая, а вкуса наименьшая.
В целом это теоретическое и экспериментальное направление названо психофизикой. Законам Вебера и Фехнера предложены разные альтернативы, и некоторые исследователи считают, что степенной закон дает более точную интерпретацию данных. Но против классического психофизического подхода были выдвинуты и более основательные возражения.
Классический психофизический эксперимент требует, чтобы испытуемый отвечал по принципу «да-нет». Интерпретация результатов предполагает, что существует совершенно определенный критерий, для того чтобы сказать: «Да, я замечаю разницу» или «Нет, не замечаю», т. е. считается, что испытуемый не дает неопределенных ответов. Ранние исследователи знали, что состояние человека может изменять даваемые им в опыте оценки. Они пытались устранить это неудобство, работая только с тщательно тренированными испытуемыми или вводя время от времени обманные пробы и учитывая возможность ложных ответов. Коренное улучшение было получено введением методов, заимствованных из теории обнаруживаемости сигналов, первоначально созданной для решения проблем, возникающих в теле- и радиосвязи.
Эта теория, обычно называемая теорией обнаружения сигналов, не использует четкого критерия «да - нет». Она считает, что ответ «да» или «нет» испытуемого зависит от действия стимула с учетом существующей изменчивости в уровне данного раздражения от ожидания наблюдателя и от потенциальных последствий его решения. Предположим, например, что испытуемому предложено ответить, громче ли подаваемый сигнал, чем стандартный. Четыре возможных результата приведены в табл. 3. Предположим также, что мы условились вознаграждать испытуемого суммой в 25 центов за каждую правильно обнаруженную разницу в громкости и штрафовать его на 25 центов за необнаружение такой разницы. Мы платим также по 10 центов за каждое правильно установленное отсутствие разницы и штрафуем на 5 центов за указание разницы, когда ее не было. Теперь результаты ответов испытуемого можно выразить в виде платежной ведомости. Допустим, испытуемому предложено тестов, в одной половине которых имеется истинная разница в громкости, а в другой половине разницы нет.
Таблица 3. Четыре возможных результата опыта по обнаружению стимула
Ответ | |||
Да |
Нет | ||
Стимул |
Включен |
Попадание |
Промах |
Выключен |
Ложная тревога |
Правильное отрицание |
Таблица 4. Платежная ведомость. Доллары, заработанные и потерянные при ответах «да» и «нет», когда стимул включен или выключен в пробах
Ответ | |||
Да |
Нет | ||
Стимул |
Включен |
12,50 доллара |
- 12,50 доллара |
Выключен |
-2,50 доллара |
5,00 доллара |
Другие статьи:
Результаты исследования уровня интерлейкина-4 в сыворотке крови у больных с
хроническим рецидивирующим фурункулезом
Результаты исследования уровня интерлейкина-4 в сыворотке крови у больных с хроническим рецидивирующим фурункулезом приведены на рис. 8 и табл. 1 (Приложение 1).
Согласно полученным результатам достоверное повышение уровня ИЛ-4‚ по сравн ...
Выращивание сеголеток
Проводится в выростных прудах в поликультуре с растительноядными рыбами (без карпа). При выращивании сеголеток черного кубируют в аппаратах ВНИИПРХ. Личинки выдерживают в садках до заполнения воздухом плавательного пузыря. ...
Гигиена школьника
Личная гигиена школьника - совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранение и укрепление здоровья человека.
Личная гигиена подразумевает режим дня, регулярные приемы полноценной пищи, правильное чередование у ...