Методическая часть. Урок биологии в 8-м классе по теме: "Витамины –
чудесные вещества"Страница 1
При подготовке урока использовались книги по методике преподавания биологии [7], [17], [18], [24].
Цели урока:
Образовательные – сформировать представление о витаминах и авитаминозах, нормах рационального питания;
Развивающие – продолжить развитие знаний учащихся о биологически активных веществах клетки, обеспечивающих постоянство состава внутренней среды организма; развитие логического мышления; развитие памяти.
Воспитательные – показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов. Воспитание собранности, сосредоточенности. Воспитание самостоятельного мышления. Воспитание санитарно-гигиенических навыков. Воспитание привычки к здоровому образу жизни.
Тип урока: комбинированный. Вид урока: урок – имитационная игра.
Средства обучения: презентация «Витамины», ящик с овощами, жетоны ( 3 цветов), карточки с заданиями, значки врачей – специалистов.
Методы обучения: беседа, самостоятельная работа, работа в группах.
Место урока: глава “Обмен веществ и энергии”, тема “Витамины”. Возраст учащихся: 8 класс.
1 этап. Подготовка к игре.
Краткий инструктаж учащихся. Учитель кратко напоминает правила коллективной работы, которые висят на стенде. ( Правила должны быть приняты коллективом в начале учебного года.)
Участвуют все! Выслушать каждого!
Высказываться только по теме! Критиковать идеи, а не личности!
Класс делится на 2–3 группы – фирмы, каждая фирма выбирает своего руководителя – главного врача, а главный врач назначает остальных должностных лиц медицинской фирмы и придумывает название фирмы. ( “Неотложка”, “Гиппократ”, “Белые халаты” и т.д.).
2 этап. Проведение игры – урока – 40 минут.
3 этап. Обобщение – 5 минут. Завершение игры.
Анализ и подведение итогов игры (выставление оценок).
Рекомендации школьникам.
Ход урока.
1. Этап вводно-организационный.
Повторение пройденного материала.
Суть игры. Совет района, обеспокоенный низким уровнем медицинского обслуживания, объявил конкурс на лучшую группу врачей (медицинскую фирму). Работу в районе получит медицинская фирма, чей персонал наиболее профессионально подготовлен и справится с заданиями лучше прочих. Вы выступаете в роли конкурирующих фирм. Какая фирма выиграет конкурс?
Для того чтобы выиграть, фирма должна набрать 25 баллов. У вас на столах имеются жетоны красные жетоны – 3 балла, зелёные жетоны – 2 балла, жёлтые жетоны – 1 балл.
1 конкурс
Главный врач управляет работой своей фирмы, организует поиск информации и запись ответов.
Наибольшее количество баллов –12.
Игра “Тайник чудес”. Чтобы открыть какой-либо тайник, нужно знать какой-то секрет или шифр. Например, Али-Баба попал в пещеру с сокровищами, услышав от разбойников пароль – (какой?) – “сим – сим”. В нашем тайнике (сундучок с призами) тоже что-то есть. Это призы. Остаётся только открыть его, назвав слово по принципу игры “Поле чудес”. Для открытия каждой буквы даются три попытки – три вопроса разной сложности. Правильный ответ на вопрос начинается на ту же букву, которая отгадывается в ключевом слове. Я задаю вам вопрос на 3 балла (красный жетон), 30 секунд на обдумывание, ответ вы пишите на листе бумаги, а капитан команды прочитает вслух. Команда, давшая правильный ответ получает три балла. Я открываю букву. Если правильного ответа не прозвучало – задаю вопрос на 2 балла (синий жетон), а если необходимо, и на 1 балл (жёлтый жетон). И если ответа так и не было, я открываю букву, но фирма остаются без баллов.
Просьба фирмам: если вы отгадаете слово раньше, чем мы его откроем по буквам, не говорите его вслух. Итак внимание.
Задание: Это не белки, не жиры и не углеводы, а особая группа веществ, с своеобразным химическим строением. Впервые их открыл русский учённый Николай Иванович Лунин, а через 30 лет, польский учёный – Казимир Функ. Он и дал им название. Корень этого слова означает в переводе с латинского “жизнь”.
Ну что же, посмотрим, кто больше наберёт очков, для кого откроется тайник. Я задаю вопрос для отгадывания первой буквы в этом слове.
“В”. (3 балла). Ослабленная культура микробов, вводимых в организм человека. (Вакцина).
“В”. (2 балла) Сложное вещество, которое составляет около 2/3 массы тела человека. (Вода).
“В”. (1 балл) Насекомое паразит, переносчик сыпного и возвратного тифа, питается кровью человека. (Вошь).
Открываем на табло букву “В”.
“И” (3 балла). Отсутствие или недостаток этого гормона вызывает заболевание “сахарный диабет.” (Инсулин).
“И” (2 балла) ВИЧ – вирус разрушает защитный механизм. Какой? (Иммунитет).
“И” (1 балл). Она может быть бактериальная, вирусная, капельная, кишечная, пылевая. В больнице имеется специальное отделение. (Инфекция).
Открываем на табло букву “И”.
Другие статьи:
Australopithecus afarensis
Australopithecus afarensis Вост. Африка, 4-3 млн. лет назад. Этот вид существовал долго и, возможно, дал начало нескольким эволюционным линиям. Найдены остатки более 300 особей (в том числе известная "Люси"). Много "обезьян ...
Моторная асимметрия
Имеется в виду совокупность признаков неравенства функций рук, ног, половин туловища и лица в формировании общего двигательного поведения и его выразительности. ...
Доказательства мембранной теории. Что снаружи? Что внутри?
Из трех основных «действующих лиц» мембранной теории — мембрана, наружная среда, внутренняя среда — довольно хорошо была исследована лишь наружная среда, и не только потому, что она была наиболее доступной. Химическим составом среды, окру ...